Последний год обучения в школе сильно отличается от других значительными эмоциональными и когнитивными перегрузками, свойственными этому периоду. Давление социальной среды и внутреннее напряжение личности в ее стремлении к самоопределению, встречаясь, значительно влияют на адаптацию молодых людей. Профессиональное самоопределение, ограниченное возможностью выбора предметов к сдаче на ЕГЭ и конкурсом баллов, часто демотивирует и заставляет чувствовать себя беспомощным в деле освоения профессии мечты.
Определение ценностного компонента, значения и личностного смысла выпускного экзамена и выбора профессии, определение навыков и направлений, требующих развития, определение сильных сторон-ресурсов молодого человека важная мишень этой работы. Разработка индивидуального плана адаптации с постановкой индивидуальных целей выпускника зачастую действует как прививка против тревоги и беспомощности, позволяет оставаться автором своей судьбы и может положительно влиять на эмоциональное и когнитивное функционирование.